Одессика - энциклопедия об Одессе
Новости сайтаКалендарь ОдессыСобытия из истории ОдессыЛюди ОдессыРазные истории об Одессе и ее жителяхМемуары об Одессе, проза, поэзия, живопись об Одессе и в жизни ОдессыАльбом фотографийУлицы ОдессыСловарьКаталог одесских сайтовФорумО проекте

Цвет твоего дома

Первые два десятилетия существования Одессы подтвердили правильность выбора места города на побережье Черного моря, его жизнеспособность. Мало того, город и порт развивались стремительными темпами, уступая пальму первенства лишь столице. Ясно, что при таких темпах образовывались "провалы" в одно-, двухэтажной застройке, строительный уровень некоторых зданий оставался довольно низким, зелени в городе, страдающем безводием, практически не было.
Объединить здания, усилить звучание каждого в выжженной солнцем степи помогал цвет. Преобладающей становится гамма коричневато-красных и зеленых цветов, причем более активными выполнялись северные фасады, постоянно находящиеся в тени.
Этими качествами отличались фасады зданий, сооруженных по проектам братьев Ф. и Д. Фраполпи, А. Дигбия, Е. Ферстера. Сохранились до наших дней дом по ул. Дерибасовской, 24 (1807 г., арх. Д. Фраполли); дом по ул. К. Либкнехта, 15 (1810-е гг., вероятно, арх. А. Дигбий); бывший дворец графа Потоцкого по ул. Короленко, 5 (1810-е гг.); часть зданий, входивших в застройку Греческой и Новобазарной площадей - ныне пл. Мартыновского, ул. Красной Гвардии, Артема и Базарный переулок (1810-е гг., арх. Ф. Фраполли); дом по ул. Р. Люксембург (1825 г., арх. Д. Фраполли): ряд зданий в Красном переулке.
В 1820-е годы ситуация резко изменяется. Центральная часть города начинает застраиваться двух- и трехэтажными импозантными зданиями дворцового типа, складываются парадные архитектурные ансамбли, появляются успехи в благоустройстве улиц "пыльной Одессы". Рост экономического благосостояния города, интенсификация строительства, приток рабочих рук, а также ряд факторов культурного развития всей страны утверждают безраздельное господство архитектуры "классицизма".
Протяженные фасады зданий, голубое небо, сверкающее под лучами солнца море и молодая зелень объединяются воедино, образуя то, что в нашем воображении и именуется Одессой. Вместе с "классицизмом" в город проникает и столичная манера раскраски фасадов - теплые пастельные цвета фона и, выявленные белым цветом, выступающие детали (пилястры, обрамления окон и дверей, венчающие фризы и карнизы). В такой манере решены заложенные еще в 1800-е годы по проектам Тома-де-Томона здания городского госпиталя и театра. Однако для местной архитектуры свойственна более широкая палитра цветов, чем для северного Петербурга. Наряду с традиционным желтым фоном успешно применяются и другие цветовые решения. Мало того - каждый архитектор выражает свою манеру не только прорисовкой деталей, но обычно и цветом: оранжевато-охристым у И. О. Даллаквы (дом по ул. К. Маркса, 6, 1848 г.), теплым зеленым в ранних постройках Ф. О. Моранди (дом по ул. Советской Армии, 16, 1847 г.); светлой охрой или белым у Ф. К. Боффо (дворец по Приморскому бульвару, 9, 1829 - 1830 гг.; либо жемчужина ампира - бывший дворец М. Воронцова, 1826 гг.); коричневато-желтым у И. С. Козлова (дом по ул. Советской Армии, 10, 1840-е гг.) серым у Д. Б. Скудиери (бывший магазин А. Скальковского по ул. Жуковского, 20, 1846 г.)...
В начале 1850-х гг. на смену классицизму повсеместно начинает приходить стилизаторство. Мастера архитектуры больше внимания уделяют деталям, повышается этажность зданий, прежде всего доходных домов, усложняется рисунок проемов и венчаний, подражающий тому или иному архитектурному стилю. Однако сохраняется ставший доброй традицией для Одессы подход к цвету фасадов, сложившийся в предыдущий период.
Типичны для Одессы дома со светлыми желтыми, серыми, зелеными фасадами и притемненным цоколем, построенные по проектам Л. Ц. Оттона (дом по ул. Пушкинской, 4, 1850-е гг.); Ф. В. Гонсиовского (бывшие Павловские дома дешевых квартир по ул. Свердлова, 99, 1885 - 1887 гг.); А. Г. Люикса (бывшее здание кредитного общества по ул. Гоголя, 12); Ю. М. Дмитренно (гостиница "Одесса" по Приморскому бульвару, 11); О. И. Заленского (дом по ул. Воровского, 59); Н. К. Толвинского (корпуса медицинского института по ул. Павлова и Пастера); А. Э. Шейнса (дом по ул. Пастера, 21, 1887 г.); И. Ф. Ященко (дом по ул. Ласточкина, 10).