Одессика - энциклопедия об Одессе
Новости сайтаКалендарь ОдессыСобытия из истории ОдессыЛюди ОдессыРазные истории об Одессе и ее жителяхМемуары об Одессе, проза, поэзия, живопись об Одессе и в жизни ОдессыАльбом фотографийУлицы ОдессыСловарьКаталог одесских сайтовФорумО проекте

Парики, шиньоны, косы

"В числе лучших парикмахеров-куаферов считался долгое время Трините, передавший свою торговлю Лавиньоту", - вспоминал одесский старожил О. О. Чижевич. Но почему - "передавший торговлю"? А дело в том, что Трините, а за ним и Лавиньот, заведение которых располагалось на пересечении Дерибасовской и Екатерининской, имели "специальность ложных волос", подбирали клиентам парики и шиньоны.

Мода на шиньоны была занесена в Одессу француженками, но принята, что называется, в штыки. "Благодаря демократизации моды, - писала местная муниципальная газета, - так долго держится одно из нелепейших женских украшений, над которыми внучки наши будут смеяться с большим правом, чем над фижмами и мушками наших прабабушек, это безобразнейшее произведение парикмахерского искусства - шиньон".

Его сравнивали с бесовским хвостом, величали чудовищем, сочинялись истории о "косах, срезанных с мертвецов" и т. п. Говорили даже, что один священник отказался благословлять прихожанок, носивших "фальшивые волосы". Мода победила все - торговля шиньонами процветала, и лучшие из них /"блонд арден"/ поступали к Трините и Лавиньоту из Парижа, где цена достигала полутора тысяч франков за штуку...

Сырье для производства шиньонов, в прямом и переносном смысле, выращивали крестьянки французской Бретани: буквально все они продавали прекрасные свои локоны на ярмарках за бесценок. Во Франции возник целый клан охотников за "скальпами". Подобно российским коробейникам, бродили они по бретонским деревушкам, соблазняя "златорунных овечек" дешевыми украшениями, косметикой, галантереей.

Одесские предприниматели-куаферы стали заказывать в парижских мастерских шиньоны в виде хвостов, кос, "кубликов". Но только самые состоятельные горожанки могли раскошелиться, скажем, на великолепные "ун блонд д'анж" - изделия, основой для которых служили белокурые локоны обитательниц германских фольварков.

Находившееся в наиболее оживленной части города, заведение Трините-Лавиньота снаружи выглядело достаточно скромно. Здесь не было аляповатых картинок, демонстрирующих все стадии стрижки-бритья, лохматых пугал, долженствующих изображать людей, пренебрегающих услугами парикмахеров, не было плотоядных призывов - "Зайдите и убедитесь!". Респектабельные парикмахеры такими дешевыми средствами не пользовались: на вывесках помещались овальные зеркала с именем владельца, непременно на французском языке. "Фамилии не упоминались, - утверждает авторитетный исследователь, - а имя обязательно писалось по-французски, даже в тех случаях, когда вывеска была написана по-русски".

Помимо лавиньотовской, на Дерибасовской располагались три другие модные парикмахерские, имена владельцев которых и красовались на элегантных "французских" вывесках: "Жан", "Феликс", "Александр"...