Одессика - энциклопедия об Одессе
Новости сайтаКалендарь ОдессыСобытия из истории ОдессыЛюди ОдессыРазные истории об Одессе и ее жителяхМемуары об Одессе, проза, поэзия, живопись об Одессе и в жизни ОдессыАльбом фотографийУлицы ОдессыСловарьКаталог одесских сайтовФорумО проекте
<<<Словарь>>>

АХИЛЛ - античный герой, сын царя Пелея и богини Фетиды, погибший в одном из сражений (из-за "Ахиллесовой пяты" - его уязвимого места!) и воскресший на острове в Черном море, где его похоронили, спасая от ритуального сожжения. На этом острове - ныне Змеином, на пути из Стамбула в Одессу и совсем близко от Одессы - на Тендровской косе якобы до сих пор находят следы того, кто помогает морякам в трудную, штормовую пору, укрываяих от беды. И иные даже готовы считать этого доброго, удачливого и веселого героя предшественником нынешних одесситов!

АМБАЛ (вульг.) - у современных одесситов прозвище крепкого, грубого типа.

АРА ("Американская администрация помощи") - в начале 20-х годов, размещалась по Пушкинской, 32, выдввались продукты для голодающих (крупа и мука). Вот как это описано у В. Галицкого: "У закрытых ворот всегда толпится народ, наблюдавший за выходящими оттуда счастливцами с зашитыми в парусину пакетами с надписью "ARA". Иногда ворота распахивались, оттуда выезжали громадные грузовики. Тогда можно было увидеть двор, заваленный ящиками и тюками, и на каких-то ловких парней в зеленой униформе". По другой версии, пункт "ARA" в Одессе располагался на Пантелеймоновском подворье. Его деятельность спасла от голода многих жителей, как и в других городах и районах страны.

АРТЕЗИАНСКИЕ КОЛОДЦЫ - особенность водоснабжения Одессы до постройки в ней водопровода: использование питьевой воды из вырытых во дворах или прямо на улицах скважин, откуда она набиралась жителями ведрами с соблюдением строгих гигиенических мер (вплоть до оборудования вокруг колодцев специальных чистых подставок для ведер во избежание загрязнения их днищ). Завидные коммунальные порядки у наших предков, наученных предыдущими вспышками холеры в городе, как и теперь!

АРХИВЫ - учреждения, хранящие документальные материалы. В Одессе имеются: Областной государственный архив (по ул. Жуковского 18), Городской государственный архив (по ул Греческой, 35) и архив ЗАГСа Одесской области (Дерибасовская, 12), а также архив почтамта (Кузнечная, 59). Один из прежних до войны размещался на углу Дерибасовской и Екатерининской в новом здании, которое сгорело дотла перед вступлением оккупантов, так что вокруг летали из него старые обугленные бумаги. Теперь на этом месте - здание казино "Эльдорадо".

АССОЦИАЦИЯ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ - организация, созданная в конце 80-х гг. на основе общества "Одесский мемориал". В нее вошли бывшие узники ГУЛАГа из числа политических заключенных, реабилитированных официальными советскими органами. Усилиями ее первых руководителей Ф.Е. Бергера и А.П. Бойко АЖПР обеспечила поддержку морального и материального характера нуждавшимся и одиноким, престарелым и больным членам, число которых достигло свыше 700. В настоящее время председателем Ассоциации, в которую входит около 400 бывших зэков, является В.К. Друц - сам бывший репрессированный. АЖПР организовала захоронение останков жертв репрессий, сооружение им памятного знака. Планирует издание воспоминаний о ГУЛАГе.

АВТОБУС - впервые вышел на одесские улицы 20 апреля 1926 г. Он был из числа закупленных в Германии машин с надписями на немецком и русском языках. В Одессу их привезли в разобранном виде на пароходе и собирали на месте. Они были с деревянным верхом цвета слоновой кости, а внутри - с мягкими сиденьями на 40 человек и с очень резким сигналом, пугавшим поначалу одесситов. Первый автобус, поднявшись к центру города с Пересыпи, торжественно остановился у здания окрисполкома, где состоялся митинг. Весной того же года в городе ходило 3 автобуса по маршруту: вокзал - Пушкинская, бульвар, а к лету открылся еще один маршрут по Садовой - ул. Троцкого (Преображенская) - Дерибасовская, где циркулировали три машины.

"АХ, ОДЕССА!" - юмористическое издание при газете "Юг". Возникло с перестройкой, его первый номер в конце 1991 г. готовил Александр Шнайдер (до того - штатный сатирик в газете "Знамя коммунизма" под псевдонимом Карл Полубаков), не доживший до выхода этого номера. На редакционном посту с той поры трудится П. Шевцов, а в числе авторов - лучшие одесские мастера смешного и острого пера. При весьма высокой цене это издание еще пользуется спросом в городе, где выходит еще 29 других изданий, в том числе с претензиями на юмор.

АЭРОСТАТ - яркая достопримечательность Одессы первых лет XX века. Созданный в 1908 г., "Одесский аэроклуб" приобрел в Париже оболочку шара, к которой прикрепили корзину для размещения в ней четырех человек. Этот новоявленный аэростат стали запускать со специально оборудованной площадки в одном из дворов на ул. Софиевской. Наиболее активным пилотом стал Алексей ван дер Штруф, летавший на аэростате "Россия" над городом (до 14 ст. Б. Фонтана) и над морем (до Тарханкута). Всего был совершен на аэростатах за два года 21 воздушный полет, в том числе с участием трех женщин и писателя Куприна.

"АВСТРИЙСКИЙ ЛЛОЙД" - пароходное общество, возникшее в XIX в. Осуществляло срочные прямые рейсы без перегрузки между Одессой и портами Ближнего Востока и Балкан, а также в порты Дуная до Регенсбурга. Были также срочные рейсы на Дальний Восток - до Сингапура и Кобе и в Латинскую Америку (Пернамбуке, Рио-Де-Жанейро и др.). Контора помещалась на Ланжероновской, д. 13.

АФАЛИНА - наиболее крупный среди черноморских дельфинов (длина до 3,3 м и вес - до 350 кг). Охотится за донной рыбой, крабами и моллюсками, ныряя на глубину до 70 м, а специально обученный - до 300 м. Съедает в день до 5-15 кг рыбы, а очень крупные экземпляры - до 20 кг. Достигает возраста 25-30 лет - неудивительно при таком питании!

"АДМИРАЛ НАХИМОВ" - дважды затонувшее на своем веку грузопассажирское судно, построенное в 1925 году в Германии (Вегензак), водоизмещением 23360 т и рассчитанное на перевозку 1100 чел. Под названием "Берлин" ходило на линии Гамбург - Нью-Йорк, а с началом второй мировой войны как военный транспортник было торпедировано англичанами, поднятое после войны, оно было передано в качестве репарации Советскому Союзу и ремонтировалось в Ленинграде и ГДР с 1948 по 1957, а после этого "Адмирал Нахимов" был приписан к Одессе в составе плавсредств ЧМП. Совершал регулярные круизы за рубежом, а также в водах Черного моря - по Крымско-Кавказской пассажирской линии. На нем осуществил рабочую поездку А.Н. Косыгин, рабочий кабинет которого был оборудован в помещении одного из салонов на палубе 1-го этажа - в бывшей часовне. Во время очередного рейса в ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 г. в Цемесской бухте под Новороссийском столкнулся с сухогрузом "Петр Васев", загруженным зерном, и из-за полученной пробоины в 70 кв. м за 7-8 минут пошел ко дну, имея на борту 1243 человека туристов и экипажа, из которых погибло 423. Ежегодно на месте гибели - траурное опускание венков на воду руководителями пароходства и родственниками погибших. В Морском музее Одессы оборудован уголок памяти "Адмирала Нахимова".

АНЧОУСЫ - в просторечии хамса, мелкая рыба, длинной до 16 см. Стала очень желанной при нашем безрыбье.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛИНИЯ - одна из пассажирских пароходных линий, осуществлявшаяся судами РОПиТа из Одессы до Александрии с заходами в Константинополь, Смрину, Триполи, Бейрут, Яффу и Порт-Саид, что считалось круговой линией. Прямая же линия состояла из заходов в Константинополь, Смирну и Пирей. Первая линия работала один раз в две недели, а вторая - еженедельная.

<<<Словарь>>>

дизель-генераторы воздушного охлаждения